Михаил Зонненштраль
Фото с сайта театра Сатиры


Несколько слов о Михаиле Зонненштрале - легендарном актере из первого состава "Зеркала".

          

          С самого рождения коллектива "Зеркало" Михаил Зонненштраль был самым ярким его участником. Он не только играл актерские роли, но и писал сценарии некоторых постановок "Зеркала". В частности, его авторству (при участии Игоря Батурова) принадлежит пьеса "Богатая невеста", имевшая огромный успех в МАИ.
          Получив диплом МАИ, Михаил поступил в театральный ВУЗ и после его окончания работал в театре "Сатиры". Поставил спектакли: "Как пришить старушку", "Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа", "Шизофрения, как и было сказано", "Заповедник" (в театре им. Моссовета).
          Погиб в 1997 г.

          Сяйрулла Аликберов, сокурсник Михаила:
          "Я знал Михаила Зонненштраля по студенческим годам в МАИ. Случайно наткнувшись на его имя в Интернете я с горечью узнал, что его нет среди нас уже несколько лет. Пытаясь хоть что-то понять я набрел на ваш сайт, где рассказывается, что с Михаила начиналась ваша история. Отдавая крохотную толику дани его памяти, попытаюсь немного рассказать о нем.
          В Московском авиационном институте мы учились на одном курсе на факультете радиоконструирования в 1973-79г. Михаил поражал своей необычностью - очень высокий интеллигентный блондин с грустной улыбкой. Любя его называли "Зонтик". При его внешнем спокойствии никто не ожидал, что он примет такое активное участие в сценической самодеятельности. Короткие сценки на тему "профессор-студент" заставляли хохотать весь зал. И это при том, что учиться в то время на радиофакультете было тяжело.
          После окончания института нас распределили вместе в конструкторское бюро. Однажды я его встретил в троллейбусе и спросил, чего его давно не видно не видно на работе. "Я поступил в театральный институт" - был ответ. Помню, меня тогда как молния сразила. Мы все думали, что можно начинать строить жизнь и карьеру - специальность-то получена, высшее образование в кармане. А этот человек начинает все сначала. Вот это - шаг. Поразила преданность его собственным убеждениям. В те годы это могло быть расценено как своенравность.
          Судьба дарила мне встречи с Михаилом прямо на улице и после этого. Наверное, чтобы я - далекий от сцены человек - понял, что есть увлекательный и страстный мир театра, куда настоящие актеры переходят навсегда. В последнюю нашу мимолетную встречу, кажется в 1995г., я ему обронил: "Я всегда завидовал твоей воле. Для меня ты - человек, который достиг того, чего хотел." На что он ответил со светлой и грустной улыбкой ответил: "А я может хотел достичь твоих успехов."
          Тогда я преуспевал в бизнесе. Для театра времена были тяжелыми."


          Газета "Коммерсант":
          "Как утверждают наши источники в Театре сатиры, в разные годы худрук называл в качестве своих возможных преемников троих людей -- Андрея Миронова, Михаила Зонненштраля и Евгения Каменьковича. Но Миронов умер, талантливый режиссер и актер Зонненштраль трагически погиб несколько лет назад."


          Александр Ширвиндт:
          "К сожалению, очень много хорошей молодежи сейчас как бы лежит на дне, включая 20 моих учеников... Они как-то рассыпаны, поскольку ничего не делают. Миша Зонненштраль, к сожалению, трагически погиб. Архиталантливый человек! Вот бы сейчас за него зацепиться!.."


           Ольга Аросева:
          "Я люблю быть ученицей перед любым режиссером. Замечательный у меня был опыт работы с Мишей Зонненштралем. Тихий, стесняющийся мальчик ходил кругами, пока наконец не подошел ко мне: "Ольга Александровна! Не хотите внеплановую работу сделать?" Еле выговорил название: "Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа..." Дал мне пьесу. Я ему говорю: "Да ты обалдел, мальчик! Ты что?! Там с трупом ходит женщина..." Он стал уговаривать, что знает, как это сделать. Я согласилась и дала себе клятву, что не буду с ним спорить, даже перебивать, а буду слушаться. Интересно было, что он мне даст, хотя могла сказать: помолчи, я знаю, как это сделать. И второй спектакль, "Как пришить старушку", мы уже замечательно делали."


          Ольга Анохина:
          "На досуге я прочитала довлатовский "Заповедник", и мне пришла в голову мысль, что из этого получился бы хороший спектакль. Нужна была инсценировка, и я позвонила Михаилу Зонненштралю, талантливейшему актеру и режиссеру, работавшему в Театре Сатиры. Как обычно: "Я - Ольга Анохина! Давайте работать. Официально я никто, но некоторые затеи получались". Он написал инсценировку будущего спектакля, и мы начали репетировать вне плана. Я не собиралась играть в "Заповеднике", однако Михаил предложил мне роль Авроры, которую я играю до сих пор. Время работы над этим спектаклем было, наверно, самым счастливым в моей жизни. Иногда создавалось впечатление, что на репетициях мы жили в другом пространстве."